Отправлено: 25.10.05 13:14. Заголовок: Из истории трезвости на Руси.
Давно возмущают разговоры о том, что на Руси испокон веку пили. Что отравление алкоголем чуть ли не историческая традиция, русская национальная черта и т.д. и т.п.
В качестве аргументов эти проспиртованные «эрудиты» обычно ссылаются на художественную литературу и кино.
Но ведь очевидно, что художественное произведение не документ. К тому же нелишне и присмотреться, кто автор, с какой целью и по чьему заказу он создает свой «шедевр». Давайте обращаться к достоверным, документальным источникам и по ним судить о трезвости наших предков.
Возьмем две книги.
Первая - «Сказания о русской земле» Нечволодова, издание 1913 года.
Вторая - «Иностранцы о древней Москве», XV-XVII века (сборник архивных документов).
Вот несколько свидетельств современников...
БАРБАРО ИОСАФАТ, венецианский купец и дипломат, был на Руси в 1436-1452 гг.:
«...Великий князь Иоанн издал запрещение изготовлять брагу и мед и употреблять цветы хмеля в чем бы то ни было. Таким образом, обратил их к хорошей жизни».
СИГИЗМУНД ГЕРБЕРШТЕЙН, германский императорский посланник в РОССИИ в 1516 и 1526 гг.:
«...русским, за исключением немногих дней в году, запрещено пить мед и пиво, а телохранителям одним только предоставлена полная свобода пить, и поэтому они отделены от сообщения с остальными, чтобы прочие не соблазнялись».
АЛЕКСАНДР ГВАНЬИНИ, комендант Витебска 1569 -1587 гг.:
«Василий III построил слободу «Наливки» для солдат своей гвардии и других иноземных солдат - поляков, немцев, которые по природе своей любят пьянствовать».
МАТФЕЙ МЕХОВСКИЙ, польский епископ (начало XVI века):
«Во избежание пьянства, государь запрещает под страхом лишения жизни, держать в домах мед и другие опьяняющие напитки, кроме двух-трех раз в году, с разрешения государя».
КЛИМЕНТ АДАМС, мореплаватель. Был в РОССИИ в 1553-1554 гг.:
«На пиру у царя в честь английского посольства было 100 человек гостей. Обед кончился, когда были уже зажжены свечи (потому что наступила ночь). И царь простился с обедавшими, назвав всех по именам».
(Попрощаться по именам с сотней гостей, из которых многие иностранцы, под силу только трезвому человеку.)
МИХАЛОН ЛИТВИН:
«В Московии же нет нигде шинков, и если у какого-нибудь домохозяина найдут хоть каплю вина, то весь его дом разоряется, имения конфискуются, прислуга и соседи, живущие на этой же улице, наказываются, а сам хозяин навсегда сажается в тюрьму.
Так как московитяне воздерживаются от пьянства, то города их изобилуют прилежными в разных родах мастерами...».
НЕЧВОЛОДОВ:
«Под влиянием татарского ига стало заметно усиливаться общее огрубление нравов, образованность падала, а развивались пьянство и любовь к грубым зрелищам, между прочим, к кровавым кулачным боям».
МИХАЛОН ЛИТВИН:
«Иван III освободил себя и своих от тиранства татар, обратив народ к трезвости и запретив везде шинки. Он даже распространил свои владения, покорив Тверь, Суздаль, Вологду и другие соседние княжества.
Он отнял у короля Казимира Новгород, Псков, Северск и другие, когда народ наш предался роскоши.
Он (Иван III) причтен своими подданными к лику святых подвижников, как освободитель Отечества. Так и сын его Василий третий, следуя той же трезвости и тем же нравам, отнял у нас Смоленск.
Построил слободу «Наливки» руками наших наемных солдат и дал ей это имя в укор нашему племени, склонному к пьянству.
Сын его, Иван IV, построил в наших пределах Себеж, Велиж и Заволочье. Он ни в чем не уступает татарам, коих был прежде рабом. Своих же держит в трезвости. Народ у него всегда при оружии.
Мира он не вымаливает, силу отражает силой. Воздержанию татар противопоставляет воздержание своего народа, трезвости - трезвость, искусству - искусство».
СЕБАСТЬЯН МЮНСТЕР (XVI век), Максим Грек - о ливонских рыцарях:
«...Их самая главная забота и работа - постоянно пьянствовать и объедаться...»
«Потеря воинской доблести, любовь к роскоши, пьянство и распутство стали их отличительными чертами».
САМУИЛ МАСКЕВИЧ - польский дворянин, был в Москве в 1609 - 1612 гг.:
«Московитяне соблюдают великую трезвость, которую требуют и от вельмож и от народа. Пьянство запрещено. Корчем или кабаков нет во всей России; негде купить ни вина, ни пива, и даже дома, исключая бояр, никто не смеет приготовить для себя хмельного; за этим наблюдают лазутчики и старосты, коим велено осматривать дома. Иные пытались скрывать бочонки с вином, искусно заделывая их в печах, но и там, к большой беде виновных, их находили.
Пьяного тот час отводят в «бражную тюрьму», нарочно для них устроенную; там для каждого рода преступников есть особая темница; и только через несколько недель освобождают от нее, по чьему-либо ходатайству.
Замеченного в пьянстве вторично снова сажают в тюрьму, надолго, потом водят по улицам и нещадно секут кнутом; наконец освобождают.
За третью вину - опять в тюрьму, потом под кнут; из-под кнута в тюрьму, из тюрьмы под кнут и, таким образом, «парят» виновного раз до десяти, чтобы, наконец, пьянство ему омерзело.
Но если и такое исправление не поможет, он остается в тюрьме пока не сгниет».
А теперь возьмите карту, хотя бы «Атлас истории СССР» для пятого класса издания 1992 г., и посмотрите, как расширялась Русь при трезвой политике и что осталось от некогда мощного Литовского княжества.
Пьянствовать Руси было некогда, со всех сторон враг, войны, разруха.
Так известно же что "народное пьянство" было введено даже не столько при Петре, а ещё позже. И основную роль при спаивании народа сыграли пейсатые корчемники, при преступном попустительстве властей.
Братие, в этом вопросе каждый решает сам и по себе. К примеру, я не пью совсем и приемлю только настойки и водку (спирт) в медицинских целях. Хороших настоек тока мало и дороги. Но пришел я к этому буквально с год назад.
Это с одной стороны. А с другой - хватит губить генофонд Нации, за который мы все в ответе, как ни крути. Для меня этот вопрос всегда был идеологически крайне важным: вопрос продолжения ЗДОРОВОГО рода, воспитание подрастающего поколения, крепкой семьи... А какая семья если пить?
цитатаэтот вопрос всегда был идеологически крайне важным: вопрос продолжения ЗДОРОВОГО рода, воспитание подрастающего поколения, крепкой семьи...
В обновляемом воинском сословии, действительно, крайне важно воспитывать детей в крепости физической и моральной. И независимости от ТАКИХ адаптогенов.
Как ты наверно знаешь, раньше на Руси пили только мед – в тризну и культовые праздники. Это имело воинские или верческие посылы. Ничего лишнего. В этом смысле, “перегибов” нету. Обоснований же выпивать горилки в день рождения – тоже нет. Учитывая научные выкладки, сие вредит здоровью вследствие безусловности биоритмов в данный этап “летнего” цикла. Просто, цикличность, в силу “арийского” происхождения, не применяются в оскудевшем обществе. До 20 же века – широко учитывались в семейном и укладном кругу.
цитатаКак ты наверно знаешь, раньше на Руси пили только мед – в тризну и культовые праздники
Отлично знаю!Это правильно.Орешник пишет:
цитатаОбоснований же выпивать горилки в день рождения – тоже нет. Учитывая научные выкладки, сие вредит здоровью вследствие безусловности биоритмов в данный этап “летнего” цикла.
И с этим то же не буду спорить. ...Но слаб человек и грешен. И алкоголь просто не должен пропагандироваться-в силу его вредности для здоровья.
Мёд, который раньше пили на Руси, был спиртным напитком и его "варили". Другое дело, что упиваться не нужно. Меру знать. Алкоголь в малых дозах - лекарство, в больших - допинг, ещё больших - возбуждающее, потом - наркотик, в конце концов - снотворное. . Мера должна во всём быть.
Мнения совпали, но в реальной жизни всяко бывает. Один мой знакомый говорит: "Я - человек не пьющий, но запойный". Я тоже иногда выпиваю. Стараюсь знать меру. Почти всегда получается (особенно в последнее время), но не 100 %-ный результат. Есть над чем поработать.
Вообще, братие, над этим вопросом стоит задуматься каждому русскому. Если мы во всём будем соблюдать меру, и будем всегда, в любом состоянии владеть собой и окружающим мiром вокруг, то это будет хорошо весьма.
Предлагаю вам интересные свидетельства малоизвестного историка Михалона Литвина, современника Василия III-го (сам он из ВКЛ): “Литвины [т.е. жители ВКЛ] питаются изысканными заморскими яствами, пьют разнообразные вина, отсюда и разные болезни. Впрочем, московитяне [т.е. жители Московского государства], татары и турки хотя и владеют землями, родящими виноград, однако вина не пьют, но, продавая христианам, получают за него средства на ведение войны. Они убеждены, что исполняют волю Божью, если каким-либо способом истребляют христианскую кровь [я так понял: либо это семантическая ошибка, либо наши предки считали тех, кто потребляет вино для пьянства не христианами??]. Крестьяне в Литве, забросив сельские работы, сходятся в кабаках. Там они кутят дни и ночи, заставляя ученых медведей увеселять своих товарищей по попойке плясками под звуки волынки. Вот почему случается, что когда, прокутив имущество, люди начинают голодать, то вступают на путь грабежа и разбоя, так что в любой литовской земле за один месяц за это преступление платят головой больше людей, чем за сто или двести лет во всех землях татар и москвитян, где пьянство запрещено. Воистину у московитов тот, кто лишь попробует вина, получает восемь-десять ударов палками и платит штраф таким же количеством монет. В Московии же нигде нет кабаков. Почему если у какого-либо главы семьи найдут лишь каплю вина, то весь его дом разоряют, имущество изымают, семью и его соседей по деревне избивают, а его самого обрекают на пожизненное заключение. С соседями обходятся так сурово, поскольку считается, что они заражены этим общением и являются сообщниками страшного преступления. …Так как москвитяне воздерживаются от пьянства, то города их славятся разными искусными мастерами; они, посылая нам деревянные ковши и посохи, помогающие при ходьбе немощным, старым, пьяным, а также чепраки, мечи, фалеры и разное вооружение, отбирают у нас золото. Князь Иван [Иоанн III-й], обратив народ к трезвости, повсюду запретил кабаки. Он расширил свои владения, подчинив себе Рязань, Тверь, Суздаль, Володов и другие княжества... Новгород, Псков и прочие. ...Точно также рожденный от него правящий ныне государь [Василий III-й, отец Грозного Государя] в такой трезвости держит своих людей, что ни в чем не уступает татарам". От себя лишь добавлю, что волку тогда на Руси вообще не знали.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет