Открываю эту тему на манер Макса
Господа, ваше мнение о "писателе номер один"? Прошу не забывать о том, что данный господин уже имеет мировое признание......
От себя могу сказать, что отношусь к Сорокину и его "творчеству" крайне отрицательно.
Дмитрий Бавильский: Полтинник Сорокина Владимир Сорокин сегодня в России – писатель номер один. Со всеми вытекающими. Как раньше говорили, ВПЗР. То есть Великий Писатель Земли Русской. Сорокин – это бренд. Это успех. Это скандал. Интересно понять, почему именно он?
Из ныне живущих Сорокин – фигура равновеликая разве что Солженицыну. В том, что Сорокин сделал именно для литературы. Хотя, вполне возможно, что именно л и т е р а т у р н ы й вклад его гораздо больше и серьезнее Солженицынского.
Александр Исаевич в первую очередь трибун и пророк, фигура политическая. Художественность текстов для него не самое главное. Куда важнее «пасти народы» и наставлять их на путь истинный.
Владимир же Георгиевич никого не наставляет и живет жизнью частного человека. Но он пишет тексты, после которых изящная словесность не может существовать так, как раньше.
«Могут ли существовать стихи после Освенцима?» - вопрошал Адорно. Может ли существовать проза после того, что над ней сделал Сорокин?
Всю жизнь Сорокин борется против литературы.
Но и – во имя этой самой литературы.
Если Россия – «страна слов», то получается, что Сорокин посягает на самое святое, что есть у нашего коллективного бессознательного.
На то, что умники наши называют «неизбывной российской литературоцентричностью».
В чем же суть борьбы?
Любая литература (когда в ней работают десятки, сотни авторов) автоматически стремится к выработке канона.
«И лирическое повествование про «школьные годы чудесные» оборачивалось садистской драмой, а производственный сюжет оборачивался триллером» Тем более что существует «память жанра»: для того, чтобы текст воспринимался читателем как стихотворный или повествовательный, он должен обладать определенным набором признаков и качеств. Так у каждого жанра и вырабатывается свой особый язык.
Со временем этот язык обрастает штампами основательнее, чем днище старого корабля обрастает ракушками. Сквозь эту мертвенную слизь уже не продраться. Потому что она воспринимается как данность.
Как нечто совершенно неотъемлемое.
На этом восприятии, кстати, зиждется успех коммерческого чтива, главная задача которого – четко соответствовать читательским ожиданиям, когда шаг в сторону – расстрел и даже хуже: забвенье неуспеха.
Ранние тексты Сорокина (он начинал с рассказов и романа «Очередь») начинались как вполне себе художественные тексты на производственные, бытовые или военные темы. Построенные на узнаваемых клише, они мгновенно опозновались как среднестатистические, ни на что не претендующие опусы.
Но дальше, по ходу дела, тексты начинали претерпевать странные изменения. В них словно бы поселялся вирус, который разрушал привычные очертания. И лирическое повествование про «школьные годы чудесные» оборачивалось садистской драмой, а производственный сюжет оборачивался триллером.
Схожим образом построен фильм «От заката до рассвета», где ковбойский боевик незаметно перетекает в мистический хоррор. И Сорокин, и Родригес жонглируют жанрами, вскрывая условность сюжетных структур, которыми автор может крутить-вертеть по своему усмотрению.
Похожие операции Владимир Сорокин проделывал и в своих романах «Норма», «Сердца четырех» и в этапном «Романе», который приговаривал этот заштампованный жанр к смерти через полную расчлененку всех его персонажей.
Какашки, изощренное порно и глумление над святынями, время от времени возникающие в книгах Сорокина (вспомним замечательное «Голубое сало»), нужны были автору не для эпатажа или скандала, но в качестве «вскрытия приема» и «актуализации высказывания».
Писатель Виктор Сорокин (фото с сайта
http://srkn.ru/ )
Указанный сайт рекомендую поглядеть.... Прим. Славянки